Home

Реклама

Настроить
Ноябрь 2009   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Shchegolev_modern

Уроки 10-дневной войны

Posted on 2008.09.12 at 16:55

Я не про то, про что все подумали, а вот про это:
http://al-axe.livejournal.com/66875.html
http://al-axe.livejournal.com/67498.html
То бишь опять я о пиратских библиотеках. Решил подытожить свои ощущения по итогам двух дискуссий в моём дневнике (ссылки выше) и двух дискуссий на главном пиратском сайте, в которых я тоже поучаствовал (ссылки не дам, не хочу).
История длилась 10 дней, потому и заголовок такой


Урок 1. ЧТО НЫНЧЕ МОДНО
Первый из моих постов, с которого всё началось, неожиданно для меня
попал в топ 30 Яндекса. Зато никто из оппонентов, пытавшихся с той или иной мерой ума врезать мне в своих ЖЖ, не попал никуда, и даже сочувственных комментов они все в сумме набрали с гулькин нос.
С другой стороны, если б я (или кто-то) обидел не вольный Либрусек, а
действующий легально Литрес, ничего бы, я уверен, не произошло. Никакого шума бы не было, Никаких вам топов 30. Не оказался бы автор такого поста ни "унылым говном", ни "пейсателем", ни даже банального "пидараса" не заслужил.

ВЫВОД: антикопирайт и сетевой разбой - это модно. И наоборот, держаться прав автора - немодно.
А мода недолговечна

(СОВЕТ. Хотите вывести себя в топ Яндеса? Нападайте на пиратов, они всё
сделают за вас. Они лучше организованы, они активны и агрессивны. Они - армия.)



Урок 2. ОБЛИЧАЮТ ИЛИ ОПРАВДЫВАЮТСЯ?
Чего только разобиженные поборники халявы не приводят в качестве
аргументов, дающих им право бесплатно пользоваться чужим трудом. От нелепых и крайних ("...я живу в Узбекистане, где электронные кошельки не развиты, да и вообще у меня лишних денег нет"; "...интеллектуальная собственность - ошибка, тупик, вымысел корыстных людей") до внешне понятных, вроде того, что прежде чем купить книгу или текст, читатель должен убедиться, что товар того стОит.
Все эти аргументы легко разбиваются - ВСЕ ДО ЕДИНОГО.
Ну, например. Чтобы убедиться в качестве текста, не нужно читать его весь
целиком, правда? Достаточно выйти через Литрес на пару начальных страниц произведения и бесплатно прочитать их. А страницы там ого-го какие большие, по целой главе на них помещается. Это легко сделать даже в диал-ап, не обязательно иметь выделенку. Или можно почитать книгу в книжном магазине - да хоть половину, кто запрещает (киношутки про это - давно баян). Так нет же, скачивают всё целиком - и читают всё целиком. Потом, прочитавши, говорят - говнокнижка.
Чтоб не платить за неё.
И правда, с какой стати платить, если можно не платить?
ВАЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. К основной массе скачивателей, которые ничего не покупают, а просто качают на халяву, у меня нет никаких претензий. Они ж читатели! Они получают удовольстве от чтения (пока ещё) - и слава Богу. Они вообще могут не знать, да и не обязаны, что скачивают контрафакт. Вина организаторов в подобных ситуациях несравнимо выше...
Короче, большое количество простых пользователей, как показали дискуссии,
ощущает потребность в самооправданиях. И чем бы они ни оправдывали себя, сам этот факт очень обнадёживает. Люди понимают - и промолчавшие, и громко обидевшиеся на меня, - что поступают не вполне хорошо.

ВЫВОД: в глубине души многим из них стыдно.


Урок 3. НИЧЕГО НЕ МОГУТ ПРЕДЛОЖИТЬ
В модных пиратских взглядах уйма нестыковок. Вот пример.
Идеологи сетевой анархии, как ни странно, соглашаются, что авторы всё же
должны что-то получать за свой труд. Вариант оплаты предлагают такой: читатель, прочитавший текст, добровольно перечисляет посильную сумму в электронный кошелёк автора. Или не перечисляет, если не понравилось.
Это очень похоже на то, как музыканты играют в подземных переходах,
выставив шапку для мелочи.
А ещё больше на средневековых авторов-исполнителей, которые жили
подаяниями и полностью зависели от капризов публики.
К слову, один из видных деятелей пиратства, отвечая мне, написал, что с
развитием сетевых технологий отомрёт и такой атавизм, как право автора на имя. То есть тексты будут распространяться без указания авторства, и это хорошо, потому что естественно...
В точности, как в средние века - песни, исполненные в трактире или на
площади, уходили в народ, теряя имена их создателей.

ВЫВОД: рассуждая о прогрессе, библиотекари-мыслители невольно желают возврата к средневековью.
Они совсем запутались



Урок 4. БУДУЩЕЕ НЕ ЗА НИМИ
Идея свободы для пиратской элиты (у кого-то навязчивая, у кого-то здоровая) куда
важнее людей. "Авторы идут лесом", конец цитаты. Тексты имеют большую ценность, авторы - нулевую. А читатели - всего лишь объект манипуляций. Откуда берутся тексты, библиотекарям без разницы. Рождаются в муках? Какое им дело до чьих-то мук.
И это тоже обнадёживает! Потому что это как раз и есть тупик - настоящий,
не выдуманный.
Любая система отношений между людьми, игнорирующая собственно людей,
неустойчива и нежизнеспособна, что история человечества многажды и наглядно показала

ВЫВОД: кража интеллектуальной собственности, даже возведённая в систему и красиво поименованная (дигитальный мир, мир свободной информации и т.п.) так и останется на периферии прогресса - уделом маргиналов.
Выплеснув младенца вместе с водой, апологеты нового дивного мира
останутся с пустым корытом.



ИТОГ.
...Оптимистичен. В перспективе - всё хорошо.
Как видим, идеология пиратства нежизнеспособна, а с психологией холявы,
совершенно естественной для человека, как-нибудь уживёмся. Уживались же до сих пор

Однако...
Главный урок для авторов.
Если кто-то взял твоё и делает с ним, что пожелает, молчи в тряпочку -
целее будешь

--------

ПС. Какой-то добрый человек по следам дискуссии выложил на Либрусеке мой роман "ЖЕСТЬ". Возможно, хотели мне насолить? Не получилось. Права на этот текст (как и право получать за него гонорары ;) - не у меня, так что насолили не мне.
И опытные разбойники, бывает, бьют мимо

Кстати, чуть не забыл:
- Либрусек должен быть разрушен -


Comments:


gilgatech
[info]gilgatech at 2008-09-12 13:58 (UTC) (ссылка)
Огорчило письмо группы уважаемых авторов против поправки к закону о Национальных библиотеках. Хоть бы с юристом проконсультировались. А то получился продукт паранойи копирайта. "Авторы-против сохранения культурного наследия". Добились, чтоб у них разрешения спрашивали на копирование). В Национальной билиотеке имхо последнее, что будут переводить в цифру, это массовая литература.
dr_piliulkin
[info]dr_piliulkin at 2008-09-12 14:50 (UTC) (ссылка)
Простите, но Вы не правы.

И вот почему. Если был бы создан прецедент - "библиотеки имеют право копировать без разрешения автора" - никто бы потом не разбирался в деталях - национальная библиотека, сельская, электронная...

Дура лекс, как известно. Но что поделать.

Edited at 2008-09-12 14:51 (UTC)
dr_piliulkin
[info]dr_piliulkin at 2008-09-12 15:56 (UTC) (ссылка)

Re: Обжегшись на молоке

Конечно, дуем.

"Обращаем внимание, что к проекте недостаточно четко определено, распространяется ли предусмотренное проектом право создания копии документов на национальные библиотеки, создаваемые в субъектах Российской Федерации."

Я вас уверяю, что если бы вовремя не подняли шум - была бы вероятность, что из закона исчезла бы и строчка о "национальных" библиотеках, и в сеть бы стали выкладывать.
(Анонимно) at 2008-09-13 10:31 (UTC) (ссылка)

Re: Обжегшись на молоке

В указанных ссылках нет ничего (права, обязанности, ограничения, ответственность) о формировании библиотечного фонда.
Хотелось бы об этом поподробнее.
kanareika_ru
[info]kanareika_ru at 2008-09-12 15:44 (UTC) (ссылка)
мне очень стыдно... правда-правда, но книги любимых авторов и, особенно тех, кого знаю живьем, я покупаю... хотя бы для того, чтобы взять автограф:)))
Александр Щёголев
[info]al_axe at 2008-09-13 00:28 (UTC) (ссылка)
Вам-то чего стыдиться?
А, понял. У меня автограф не брали ;)))
kanareika_ru
[info]kanareika_ru at 2008-09-13 06:58 (UTC) (ссылка)
да-да-да:)))
а за Вашей донкихотской борьбой с эквадорскими пиратами живо слежу, переживаю и поддерживаю... мне всегда импонировали герои-одиночки:)
Игорь Кинг
[info]igor_king at 2008-09-12 23:51 (UTC) (ссылка)

:о)

жлобы простые -- эти вольные абреки.
они не стоят авторских седин.
по либрусекам ходят гомосеки,
а мы пойдём за книжкой в магазин.
Александр Щёголев
[info]al_axe at 2008-09-13 00:25 (UTC) (ссылка)

Re: :о)

Апож!
Браво, маэстро! ;)))
(Анонимно) at 2008-09-13 10:54 (UTC) (ссылка)

Re: :о)

Помнится, в моем детстве пели про рынок.
[info]ex_gilmor302 at 2008-11-23 12:55 (UTC) (ссылка)

Re: :о)

Это просто здорово. Пожалуйста, скажите, в каком магазине продаётся книжка академика Воронина "Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков"? Спасибо.

Заодно хочется вашего совета, в каком магазине продаётся статья Барановского "Свидетель восьми веков", которая была напечатана в газете "Рабочий путь" в 1963 году. Купить годовую подшивку газеты у нас негде, а ехать в национальную библиотеку другой страны очень мало кто может. Спасибо за помощь.
Игорь Кинг
[info]igor_king at 2008-11-23 16:01 (UTC) (ссылка)

Re: :о)

желаете, спросите адвокатов.
они Вам скажут: "Вы неправый, право.
прав -- кто имеет Авторское право,
а не любители халявы от пиратов."
[info]ex_gilmor302 at 2008-11-23 16:20 (UTC) (ссылка)

Re: :о)

Адвокаты знают, где продаются эти книги и статьи, да?
Кảмин
[info]camin at 2008-09-13 13:40 (UTC) (ссылка)

рассуждая о прогрессе, библиотекари-мыслители невольн

Это часть идеологии кибер-баронов :(
Александр Щёголев
[info]al_axe at 2008-09-13 14:35 (UTC) (ссылка)
Кибер-бароны - хороший термин. Точный
Кảмин
[info]camin at 2008-09-20 04:00 (UTC) (ссылка)

хороший термин. Точный

Но не мой. Гугл ссылается на этот текст [info]tyurin`a
[info]ex_gilmor302 at 2008-11-23 12:50 (UTC) (ссылка)
Действительно, аргументы, которые вы назвали -- типичные. Вы судите как автор художественной фантастики, но аргументы эти не ограничиваются вашей книгой. Поэтому они звучат немного иначе.

1) Я живу в далёкой стране, где нет электронных кошельков. У меня нет возможности приехать в столицу и обратиться в крупную столичную библиотеку. Поэтому мне приходится пользоваться "пиратской копией" журнала "Хирургия" и газеты "Северный рабочий".

2) Вы считаете, что есть опасность вернуться к средневековью. Подчеркну, что в хорошей статье примерно четверть статьи -- это список литературы, а ещё четверть -- очерк сделанного предыдущими авторами. А в обычной статье нового и авторского бывает процентов десять.

С одной стороны стоят авторы и издатели художественной литературы. С другой стороны -- их жертвы: читатели научной и публицистической литературы. Если роман художественного фантаста могут привезти в далёкий край хотя бы в одном экземпляре, то двухтомный очерк истории металлургического завода, напечатанный 20 лет назад и охраняемый ещё на 50 пятьдесят лет вперёд, никто в далёком краю не увидит. Если сборник повестей может быть напечатан тиражом 10 000 штук и дойдёт до каждого городка, то юбилейный сборник трудов архитектора или биолога будет напечатан тиражом 300 штук и не попадёт даже в областные библиотеки.
Александр Щёголев
[info]al_axe at 2008-11-23 14:15 (UTC) (ссылка)
Проблема малой доступности научной литературы или специализированной периодики не имеет отношения ни к пиратству, ни к тому, о чём я писал в постах и комментах. Посмотрите внимательнее.

Речь о хамстве, жлобстве и безнравственности.

Выложить в сеть статью или книгу, автор которой не против этого, НЕ пиратство. Но если автор, к примеру, настаивает на снятии текста, а ему на это - кукиш, вот здесь оно и начинается. Как только возникает контакт автора с электронной библиотекой - тут и становится ясно, с кем автор контачит: со жлобами или с подвижниками. Иначе говоря, право автора распоряжаться своим текстом выше права читателя этот текст потреблять. Благая цель (хочу почитать) не оправдывает безнравственных средств (пошёл бы автор подальше).

Неужели ваша удалённость от информационных центров - причина, чтобы оправдывать безнравственность?

Почему вас задела эта сущностная вещь, я не понимаю. Вы ж, оказывается, не за развлекательную литературу болеете. Ну так в сфере ваших интересов не в правилах авторов запрещать доступ к своим работам. Авторы статей в периодике часто и гонораров-то не получают. Слава Богу, с них за публикацию денег не берут, и ладно (иногда ведь и берут).

С другой стороны, если автор сугубо научной статьи или книги ПОТРЕБУЕТ, чтобы файл был изъят из открытого доступа, файл ДОЛЖЕН БЫТЬ изъят. Ситуация невероятная (зачем бы автору это требовать?), но принцип таков.

А насчёт жертв... вот уж кто жертвы - так это авторы. Не читатели. Потому что права автора нынче уничтожены, просто по факту. А возможности читателей только расширяются. Да и ваше утверждение, будто авторы и издатели - по одну сторону - глубокое заблуждение.
[info]ex_gilmor302 at 2008-11-23 14:26 (UTC) (ссылка)
1) Я полностью согласен с вами, когда вы говорите о хамстве и жлобстве в конкретном случае. Если возникает конфликт между автором художественной литературы и либрусеком -- тут, (не буду обобщать) скорее всего, прав автор.

2) Заранее нельзя сказать о мнении автора. Как мне узнать, согласен или не согласен покойный академик Воронин с тем, что его двухтомник будет в интернете? А как отнесётся к этому издательство "Наука", которое его издавало?

И вот проблемы художественной литературы начинают противодействовать решениям нехудожественной литературы, которые решения вы видели в виде поправок к библиотечному закону.

С вашими словами "потребует... принцип..." я тоже вполне соглашаюсь.

Тем временем в сфере моих интересов всё происходит точно так же, как и в сфере художественной литературы. Издательства точно так же обдирают авторов, нарушают договора, объявляют уменьшенный тираж и затем делают допечатки. Центральная столичная библиотека объявляет, что из-за ограничений копирайта запрещено копирование из газетных подшивок: можно переписывать или можно делать ксерокопии в заведомо небольшом объёме, а если нужна годовая подшивка газеты -- то здесь ничем уже помочь нельзя.

Мне трудно соглашаться с тем, что авторы -- это жертвы. Я вижу, что авторы идут на контакт с теми издательствами, которые делают дорогие цветные книги малым тиражом. Мысль о том, что можно обратиться в другое издательство, которое сделает дешёвую книгу огромным тиражом и выложит её в интернет, такая мысль вообще не посещает авторов.
Previous Entry  Next Entry  

Реклама

Настроить